elefantik_club (elefantik_club) wrote,
elefantik_club
elefantik_club

Category:

Вопросы-ответы


Капризы… Как быть?

     

Серкова Елена Викторовна, педагог развивающих Программ, детский, индивидуальный и семейный психолог, постоянный преподаватель оздоровительных Программ
на о. Родос и о. Кос
и развивающей Программы «Радуга в лесу»
(Спа-пансионат «Бекасово», Подмосковье).

      Разные вопросы задают мамы и папы.  И чаще других звучит вопрос: «Что делать, если у ребенка истерика? Как поступить, если его капризы отнимают много сил, нервов, времени, наконец?»
     Прежде чем ответить на этот вопрос, разделим понятия «капризы» и «истерика». В словаре русского языка Ушакова читаем: «Каприз – внезапная прихоть, неожиданно появившееся немотивированное желание». «Истерика – нервный припадок с судорогами и слезами на почве истерии. Крайне нервное, возбужденное состояние, доводящее до потери самообладания и выражающееся в немотивированных болезненных поступках, в резкой смене настроений».

     Что же делать, если ребенок закапризничал, да еще в самом неподходящем месте – в транспорте, магазине или по дороге домой, а у мамы по сумке в руках?

     Первое, это взять себя в руки. Не давать прорваться своему раздражению, а порой и гневу. Разговаривать с ребенком спокойным, ровным голосом. Такое поведение мамы не подольет масла в огонь. Недавно я стала свидетелем такой ситуации: в магазине, возле стойки с зонтами, стояла мама с девочкой лет 3-х.

- Мама, купи мне этот зонтик,- просила малышка, показывая рукой на  красивый зонт-трость.

- Малыш, но он для тебя большой, ты не сможешь его носить.

Ребенок разразился рыданиями. Мама присела перед ребенком и спокойно сказала:

- Давай дома мы измерим твой рост, я нарисую тебе черточку, до которой ты должна  дорасти. И потом мы обязательно купим этот зонтик.

Объяснение удовлетворило ребенка. Ситуация была удачно завершена.

     Причины, провоцирующие капризы и истерики, разные: плохое настроение ребенка, его усталость. А может, он хочет спать или есть. Поэтому, собираясь на прогулку, учитываете фактор времени – когда пойти погулять, как долго быть на улице. Если вам предстоит визит к врачу, возьмите игрушку, выучите несколько пальчиковых игр, потешек. Это поможет вам скоротать время ожидания.

      Если вас замучили «утренние концерты» ребенка при сборах в детский сад, просчитайте время, необходимое для неспешных сборов. Может, утренняя спешка и вызывает у ребенка такую реакцию.

     Слезы и истерики – это испытанный способ привлечь внимание. Ребенок осваивает его  с раннего детства. Но порой родители сами провоцируют детей.

     Ситуация: мама разговаривает уже 40 минут по телефону. На все сигналы ребенка «Обрати на меня внимание» никакой реакции. Ребенок выбивает телефон ударом по руке. За что тут же получает шлепок и грозный окрик мамы. Ребенок заплакал, и плакал до икоты и заикания. Отвлекись мама от разговора, все закончилось бы по-другому.

     Наверняка каждый хоть раз наблюдал такую сцену в магазине: «Хочу эту машинку (куклу). Купи-и-и!».  Часто, смущаясь и стыдясь такого поведения ребенка и оттого сильно раздражаясь, родители уступают крикуну, руководствуясь при этом только одним «Лишь бы замолчал».  А наши дети очень быстро адаптируются к  «слабинкам»  взрослых. Они прекрасные актеры и манипуляторы. И своими уступками родители дают ребенку установку: «Слезами, капризами и истериками ты получишь все, что попросишь», невольно  закрепляя такую форму поведения, формируя стереотип.

     Маленький ребенок  легко переключает внимание. Поэтому следует попытаться отвлечь его,  переключить внимание другой «картинкой».

     Можно ребенку объяснить последствия его поступка: "Поступок твой плохой, и поэтому я не сделаю этого, не куплю" и т.д.

     Как правило, истерика требует зрителей. Лишите ребенка этой «радости». Выйдите из комнаты, закрыв дверь или повернитесь к нему спиной. Ребенок должен видеть, что вы не злитесь на него, не собираетесь его наказывать и не  обвиняете его, унижая. Но и не собираетесь поддаваться. Ваша спокойная настойчивость станет залогом того, что «показательные выступления» со временем исчезнут.

     Учитесь договариваться с ребенком. Идя в магазин, проговорите, что сейчас вы купите только молоко и хлеб.

    Ребенку 4-5 лет можно выделить небольшую сумму денег (10-15 руб.) и право выбора покупки. Сумма должна оставаться неизменной, как бы ни горели глаза у малыша. «Выбирай что-то одно. Подумай, что тебе хочется больше всего!». Таким образом вы не просто нейтрализуете возможность истерики, вы учите ребенка делать осмысленный выбор!

     Если истерика зашла слишком далеко, ребенок плачет до икоты и судорожных непрекращающихся всхлипываний, ему надо помочь выйти из этого состояния. Обнимите малыша, держите его крепко, если он хочет вырваться. Поглаживая по спинке, успокойте его песенкой,  тихой неторопливой речью.

     Самое главное, правильно разрешить ситуацию с первой истерикой. Ведь от реакции родителей у ребенка будут формироваться стереотипы поведения, которые он будет использовать в дальнейшем.

     И помните:  порицанию подвергается не  ребенок (он всегда любим), а его поступок! Поэтому время от времени абсолютно без повода покупайте малышу подарки его мечты!

Психолого-педагогический семинар для родителей   
из цикла «БЕСЕДЫ С
РОДИТЕЛЯМИ" на тему
"Основы эстетического воспитания детей"

Старкова Ирина Анатольевна,
педагог развивающих и игровых занятий
для дошкольников и младших школьников,
практикующий психолог детско-родительских отношений,

постоянный преподаватель развивающих Программ
«Радуга в лесу»
(Спа-пансионат «Бекасово», Подмосковье)
и Новогодней Программы в Финляндии.

Цель семинара:

Раскрыть перед родительской аудиторией тему необходимости эстетического воспитания ребёнка, как инструмента интеллектуального и творческого развития личности.

 

Задачи семинара:

1. Показать спектр  способов семейного общения и взаимодействия, влияющих на эстетическое развитие ребёнка.

2. Обсудить необходимость творческого отдыха всей семьёй.

3. Мастер-класс в творческой мастерской: «Думаем, чувствуем, воплощаем».

План беседы:
1. Формы семейного общения и их значение для эстетического развития детей.
2. Разделять интересы в устремлении детей.
3. Организация содержательного досуга в выходные и праздничные дни.
4. Творческая мастерская. 

Что такое эстетически воспитанный человек? Это человек, который умеет находить, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающей природе, в искусстве, давать оценку фактам и явлениям окружающего мира по законам гармонии и красоты.

Эстетическая неразвитость ведет к эмоциональной глухоте, к эгоизму, равнодушию и, в конечном итоге, пагубно скажется на отношении ребенка к жизни, к людям.
Важно  в беседе с родителями на конкретных примерах  показать, что ребенок, не обладающий развитым чувством красоты, не увидит коренного различия между поступками человека, разрушающего красоту, и деятельностью человека, ее создающего. Поэтому ребенок может равнодушно пройти мимо дурного поступка, его не взволнуют боль и страдания другого человека, он не оценит по достоинству прекрасные душевные порывы товарища, не сможем сопереживать добрым поступкам.

Потому-то в эстетическом воспитании первостепенное значение приобретает воспитание чувств, эмоциональной сферы ребенка.

Эстетическое воспитание в семье (как и любое другое) начинается с главного, едва ли не все определяющего фактора - с человеческого общения.

"Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что  есть в твоем распоряжении", так гласит одна из заповедей Марии Монтессори.
Красота, эстетическая наполненность общения родителей между собой, их общения с детьми становится содержательной основой эстетического воспитания, определяет его эффективность.

Если в общении членов семьи господствует нравственность эстетическая атмосфера, тогда ребенок будет привыкать относиться ко всему окружающему с позиций добра и красоты, отвергать безобразное в нём.

Сущность такой атмосферы в семье заключается в том, что в отношений между ее членами отсутствует крикливость, раздражительность, нервозность, вульгарность, обман и т.д.
Наоборот: в общении господствуют предупредительность, вежливость, внимательность, участие, сопереживание, шутка, т.е. интеллигентность, воспитанность в высоком понимании этих слов. Могут возразить, что многое здесь относится больше к культуре поведения, к этикету, а не к эстетическому воспитанию. Безусловно. Но эстетически воспитанный человек будет вежлив в обращении, будет избегать крикливости в речи, будет участлив и предупредителен только потому, что успешно изучил правила поведения, а еще и потому, что он чувствует красоту подобного поведения.
Глубинная сущность общения заключается в его содержательной стороне - в духовности. Формы семейного общения многообразны: совместное чтение книг, посещение театров и концертных залов, совместное коллекционирование, увлечение играми, спортом, семейные концерты, различные сложившиеся в семье традиции и многое другое.

Однако общение в семье протекает, к сожалению, по-разному.

Бывает так: родители заняты своими делами, ребенок предоставлен сам себе, а на свое законное ребячье требование поиграть с ним, погулять он слышит ответ: "Поиграй сам, займись чем-нибудь".

Существует принципиальное различие между понятиями "прожить день рядом с ребенком" и "прожить день вместе с ним". Можно гулять с ребенком, смотреть телепередачи, смотреть музыку, читать книгу и, тем не менее, находиться лишь "рядом с ним". Вместе с ребенком - это, прежде всего, вместе переживать один и те же чувства: вместе волноваться, огорчаться, желать, находить, создавать красоту, радоваться... Необходимо, чтобы родители разделяли интересы и устремления своих детей, старались бы проникнуть в мир детских чувств и мыслей. Часто приходится наблюдать, как ребенок гуляет по  сам по себе, а родители на прогулке заняты своими делами: разговаривают по телефону, читают.. Формально родители рядом с ребенком, но он переживает и радуется один, а родители далеки от него; они не замирают от страха, взлетая с ним на качелях, не смеются вместе с ним, не переживают его неудач - а ведь это так нужно и детям и родителям. Не в этом ли истоки отчуждения детей, которое так нередко проявляется в старшем школьном возрасте?...

В жизни семьи видное место занимают выходные и праздничные дни. В некоторых семьях праздник часто сводится, в основном, к застолью. А ведь праздник - это, прежде всего отдых, отдых активный, интересный, эстетически наполненный, и праздничный стол, хоть и необходимая, но не главная его часть. Дети с волнением ждут праздников, и это ожидание следует использовать для решения целого комплекса воспитательных задач. Ребенок может принять активное участие в разработке программы праздника, в оформлении комнаты, в придумывании игр, аттракционов, сюрпризов, в концертной программе. Согласно старинным народным традициям праздник не может проходить без соревнования на лучшего танцора, певца, рассказчика, и, конечно, без коллективного, пения.

Все ли родители понимают воспитательную роль подарков? Для взрослых подарок является актом внимания, уважения, но часто он преследует и чисто утилитарную цель: подарить необходимое, нужное (часто ценное).Дети не думают о полезности подарка, для них  подарок  это  возможность выразить свои  лучше чувства. Потому-то ребенок с любовью мастерит поделки, создает рисунки в подарок своим близким,  учит стихи и песни ... Родителям необходимо помочь в выборе подарка, в его изготовлении, дать совет, как сделать подарок красивее. Конечно, для взрослых проще пойти в магазин и купить игрушку, которую ребенок отнесет в подарок другу, но нужно ли отнимать у него радость от сознания, что он САМ своими руками сделал доброе дело? ...
Следует неоднократно подчеркнуть: эстетическое воспитание в семье должно начинаться с красоты и духовной направленности самого внутрисемейного общения, так как оно - источник первого эстетического и эмоционального опыта детей, который теснейшим образом связан с опытом нравственным.
И еще один важный момент следует подчеркнуть. Осуществляя процесс воспитания, важно постоянно следить за нравственным развитием детей, фиксировать и учитывать те изменения, которые происходят в каждом ребенке, отмечать, как под влиянием обучения и воспитания меняются его поведение, отношения со сверстниками, как развивается самостоятельность, знания о нормах нравственности. Каждый урок и внеурочное занятие следует оценивать с точки зрения того, как они обогатили духовный, нравственный мир ребенка.
Программа "Элефантик" проводит эстетические уроки с родителями. Окунувшись в мир творчества, родители делают удивительные открытия себя и приобретают возможность нового опыта взаимодействия с малышом. Можно  просто выучить с ребенком времена года, потому что это необходимые знания при поступлении в школу. А можно  выйти в осенний парк, посмотреть на эту красоту "природы увядания", побегать по одеялу из разноцветных листьев, обсудить, какие изменения происходят вокруг, понаблюдать танец падающей листвы. Почему не объяснить ребенку, как люди научились выражать увиденную красоту? И можно отправиться в музей, посмотреть пейзажи Левитана. Конечно, рассказать, что эти картины написал художник И.Левитан. Он жил давно, был очень беден и рано умер. Больше всего на свете  И. Левитан  любил русскую  природу и за свою короткую жизнь написал много картин о красоте и богатстве нашей замечательной русской природы. Обратить особое внимание на картину "Золотая осень". Как красиво, тихо и немножко грустно она звучит. Когда художник писал ее, он был уже смертельно болен, но тем не менее его больное сердце, по-прежнему, чувствовало, любило и хотело поделиться со всеми нами этим удивительным волшебством природы. Рассказав все это своему ребенку, разве не станет для него это уроком мужества, патриотизма, доброты, да и немножко не коснется так пугающей и непонятной для него темы смерти. А дома вечером, можно включить тихо музыку Прокофьева, Чайковского "Времена года", почитать известные стихотворения русских поэтов:

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

(А.Н. Плещеев)

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко - красные вянущих рябин.

 (А.К. Толстой)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным криком обнажалась.

(А.С.Пушкин) 

И вместе с ребенком, глядя на репродукцию картины "Золотая осень" попробовать сделать подражание этой картине. Это может быть свободное творчество, с использованием не только красок и карандашей, а и собранных на прогулке веточек, листиков, мха. Повосторгаться картинами друг друга. Возможно, к вам присоединяться и другие члены дружной семьи, и вот уже в рамках на стене галерея. Ребенок с гордостью рассказывает гостям: "Мы сделали подражание картине Левитана "Золотая осень". Это мамина картина, это папина, это бабушкина, а это моя!"
Разве забудешь такую осень? А за осенью придет зима, и с ней познакомимся так же ярко и интересно. И все уроки  можно давать вот так -  красиво, познавательно, сердечно.

Тогда эти знания, пропущенные через любовь, понимание, признание и чувство радости и единения в семье, останутся на всю жизнь, да еще и будут поддерживать теплыми воспоминаниями детства в трудные минуты взрослой жизни.

На наших семинарах, рисуя картины, родители часто начинают вспоминать своё детство, что-то рассказывать, иногда вдруг прорывается что-то наболевшее, случается, что и слеза добавит акварели. Это жизнь. Это встреча с самим собой. И это немножко излечение искусством. Но главная наша задача - научить родителей растить счастливых детей. А залог счастья детей - это счастливые родители. Вот круг и замкнулся. Так и должно быть. Все мы родом из детства, не нужно это забывать.  

Программы в Бекасово. Интервью с педагогом.
Пишите, мы ответим абсолютно всем!
Сегодня Алла Николаевна Полковникова, ведущий педагог развивающих программ "Элефантик", с удовольствием отвечает на все ваши вопросы! Пишите, мы ответим абсолютно всем!

1. Обратили внимание, что в новых программах в Бекасово Вы приглашаете родителей принять участие в семинарах. Каковы темы таких семинаров?

Идею проведения таких встреч предложили сами родители. Многие вопросы воспитания и обучения обсуждались до этого с педагогами по выходным дням в Клубе, на выездных программах дискуссии возникали спонтанно в свободное время. Педагогический состав проекта "Элефантик" - это педагоги-психологи, историки, биологи, филологи, педагоги раннего развития. Поэтому основу для предлагаемых нами родительских семинаров составляет широкий спектр психолого-педагогических вопросов. Как показывает первый опыт, такого рода семинары для родителей необходимы и актуальны.

2. В этом году мы с дочкой (2 года и 4 мес.) побывали на программе "Элефантик" в Бекасово. Будет ли повторение программы следующим летом именно для малышей?

Летом 2009 года в наших программах приняли участие совсем маленькие элефантики - 2-3 годика. С ними творчески работала педагог-психолог раннего развития Е.В. Серкова. Занятия с малышами очень интересны, проводятся на высоком профессиональном уровне. Индивидуальный подход к каждому ребенка и теплота - вот, что еще отмечают родители малышей в своих отзывах. Мы приглашаем семьи с детьми 2-3 лет и на последующие программы.

 3. Обратила внимание, что в некоторых программах у вас нет разделения детей по возрастам, и дошкольники и школьники занимаются вместе. Почему?

 Каждая программа в проекте «Элефантик» носит образовательный характер. К сожалению, сейчас нашим детям незнакомо понятие «двора», где маленькие учатся у старших, а старшие помогают малышам и заботятся о них. В такой среде, где все работают вместе, новые знания с большим интересом впитываются и лучше закрепляются, когда есть возможность передать их потом тем, кто младше или спросить совета и обратиться за помощью.

 4. Узнали, что этим летом в Бекасово у элефантиков был «детсадовский» распорядок дня. Что это такое?

 При подготовке летних программ в Бекасово мы действительно обратили особое внимание на составление распорядка дня для элефантиков. Было необходимо так распределить время занятий, игр и прогулок, чтобы  малыши по возможности максимально и с пользой отдохнули и получили знания, а у родителей появилось наконец свободное время для процедур, занятий в бассейне, в спа-центре, да и просто для отдыха. Ребята занимались, играли,  гуляли вместе с нашими педагогами после завтрака, с 10.00 до 13.00 ч, после тихого часа, с 16.00 до 18.00 ч, а вечером, перед сном, наши элефантики собирались вечернюю прогулку и слушали сказку на ночь. Как показал опыт, такой отдых понравился и родителям, и малышам!


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 366 comments